Nikkor 20/4 Ai очень и очень достойный широкоугольник. Достаточно редкий, так как выпускался только лишь год с небольшим (оптически идентичная К-версия имеет non-Ai кольцо диафрагмы и встанет не на все цифротушки из-за EE или экспо-поводка). Резок уже с открытой диафрагмы и весьма компактен - меньше иных полтинников. Имеет угол обзора больше 90 градусов, поэтому его удобно использовать на полном кадре для съёмки архитектуры на узких улицах (обзор на плёнке). По хроматическим аберрациям в углах кадра, заметно превосходит китовый 18-55 на фокусном расстонии 20мм и диафрагмах f/5.6 - f/8 (см. сравнение). Использую его для съёмки городского пейзажа; входит в состав „дежурного набора“ оптики для повседневного ношения. Как правило, закрываю диафрагму до f/8, чтобы добиться достаточно большой ГРИП, но и не получить длинную выдержку. Редко найдётся сюжет, который не поместится в горизонтальный кадр. Виньетирование способствует тому, что небо на фотографиях получается весьма сочным. |
Ознакомиться со значением некоторых оптических терминов вы можете здесь. Далее идёт мой адаптированный перевод куска обзора с этой страницы: Вопреки обычной практике, когда следующая версия объектива делалась более светосильной, в данном случае наблюдается исключение. Новая двадцатка (Nikkor 20/4 K), сменившая в 1974 году Nikkor 20/3.5UD, была темнее. Это было сделано для того, чтобы обеспечить компактность и малый вес объектива (210 грамм против 390 у 20/3.5UD). Угол обзора в 94 градуса достигался использованием 10 линз в 8 группах при возможности TTL-замера ( Nikkor-O 2.1 cm f/4 1959 года был, фактически, дальномерным – использовать его можно было только с поднятым зеркалом и дополнительным видоискателем в „горячем башмаке“). Диаметр резьбы под светофильтр Nikkor 20/4 был значительно уменьшен – 52мм против 72 у предыдущей версии. Оптические аберрации, характерные для широкоугольников, удалось свести к минимуму, обеспечив высокую резкость без ухудшения контраста, что непросто сделать у объектива ретрофокусной схемы. Для уменьшения „зайцеловкости“ применено многослойное просветление (NIC). При таком широком угле и большой ГРИП, двадцатка, наравне с 15 и 18мм объективами, хороша для съёмки в помещениях и для пейзажа с эффектом присутствия и отменной детализацией. Как и другие подобные широкоугольники, Nikkor 20/4 даёт большую ГРИП и потому мало нуждается в фокусировке начиная с диафрагмы f/5.6. При использовании реверсивного макроадаптера BR-2, объектив обеспечивает 12-кратное увеличение – одно из самых высоких среди никоновских объективов (достигается масштаб 2,6:1). В марте 1977 года вышла оптически идентичная Ai-версия этого объектива. Этому интересному и вполне доступному „стеклу“ предшествовал весьма светосильный non-AI Nikkor 20/2.8 – выставочный прототип, демонстрировавшийся на Фотокине в 1976 году, но так и не пошедший в серию. |
Кликните по фотографии для просмотра её в среднем размере. |
В разговоре с одним из моих заказчиков мне был задан вопрос о красивости бо-ке у двадцатки, который поставил меня в тупик – зачем ширику бо-кеха? Чтобы закрыть вопрос, сделал фото на минималке и f/4 - вроде нормальное такое. |